progreccor
07.03.2010, 10:58
Небольшое вступление.
Думаю, все-таки следует написать немного о том, почему я выбрал именно Blender для того, чтобы рассказывать о различных 3D эффектах в Вегасе.
Вначале - немного истории. Я очень не люблю осваивать новые программы. В бешеном темпе жизни, в котором мы живем, на это не хватает времени. Особенно, когда ты чувствуешь, что новая программа тебе нужна только отчасти. Когда ты понимаешь, что не собираешься целиком и полностью погружаться в новый для тебя мир другой области деятельности (в данном случае - 3D моделлинг) и все, что тебе нужно - это создать быть может трехмерные буквы (которых Вегасу очень недостает), да еще - простенькую анимацию с летающими видеофайлами.
Никакой человек в здравом уме не будет ради всего этого ставить 3D Max и изучать все ньюансы новой технологии. Поэтому многие вегасоводы стараются обойтись какими-то палеативами - всякими Boris Red да еще кучей маленьких приблуд, которые умеют покрутить трехмерные буковки вокруг своей оси.
Я понимаю всех этих людей очень хорошо. Сам был таким. Но только по пути возникает куча разных и неожиданных проблем. Boris Red почему-то оказывается страшно дорогим (даже просто названная цифра в 1500 долларов как-то заставляет к нему плохо относиться) и громоздким. Совмещение с Вегасом у него работает настолько страшно медленно и неэффективно, что лучше получается отдельно создать файл, а потом импортировать его в Вегас. Тем более, что когда ты именно работаешь, а не развлекаешься, то неожиданно возникающие глюки в середине проекта могут тебе сильно испортить жизнь. В итоге ты начинаешь относиться к нему с опаской.
Обращаешься к другим альтернативным программам. Уж не помню какие именно ставил и как они назывались, но впечатление одно - либом слишком штампованные и несерьезно примитивные, либо сложные настолько, что теряешь к ним интерес, не имея желания и стимула разбираться.
Причем я заметил одну закономерность - чем более мощный плагин или программа для работы с Вегасом, тем более она стремится превратиться в самостоятельную программу.
И что в итоге? Все более-менее серьезные примочки к Вегасу, которые умеют хорошо создавать трехмерные эффекты по сути представляют собой самостоятельные программы, у которых возможность интеграции с Вегасом существует только как маркетинговый ход - серьезно работать с ними можно только когда проект в них создается самостоятельно. А те плагины, которые добавляют Вегасу такой необходимой функциональности как работа с трехмерными объектами, слишком уж выглядят как игрушки. Результат работы неудовлетворителен. Особо четко ты это понимаешь, когда всего-то тебе требуется добавить какую-то элементарщину к тому, что они дают.
Долгое время я старался избегать всех пересечений с трехмерными объектами, так как не имел возможности для решения поставленных задач. Ставить 3D Max не хотелось. А уж изучать - тем более. Друзей, опытных в этом деле у меня не было. Патовая ситуация. К тому же как-то напрягало, что программа 3D Max уж очень дорогая (5000 долларов это выше моих представлений). Сразу оговорюсь - я не копираст. Мне глубоко безралично соблюдение авторских прав и всего остального с ними связанного, доведенное до абсурда. Однако я прекрасно понимаю, что программистам надо на что-то жить и что любой труд должен достойно оплачиваться. Но грабить себя не дам. Автору программы "Соло на клавиатуре" я с удовольствием заплатил 150 рублей и пользуюсь лицензионной версией. Потому что это разумные деньги. Чуть-чуть почесав репу и немного прикинув как работают люди в студиях видеомонтажа я согласен и с тем, что могу накопить и заплатить 600 долларов за Вегас, если это станет делом моей жизни. Но 5000 баксов за приблуду которая просто приукрасит мои труды я не отдам никогда!
И тут вдруг на диске от журнала "Хакер" попалась мне программа 3D моделлинга под названием Blender. И вроде было еще что-то про нее написано. Я тогда сидел без Интернета и попытался в ней поковыряться. Не понял ничего. Но идея понравилась. Программа была бесплатной. Потом я прочитал историю ее создания. Оказывается Blender далеко не всегда был бесплатным. В 2002 компания-основатель "Not a Number" (предоставлявшая сервисы на основе Blender) распалась. В дальнейшем держатели акций (именно они обладали авторским правом на Blender) согласились с тем, что Blender должен быть выпущен под свободной лицензией, если им будет выплачена сумма 100 000 евро.
Это было вполне реально, ведь в то время Blender уже был бесплатной программой (freeware) - т.е. пользователи могли бесплатно скачивать и пользоваться программой, хотя исходные коды были закрыты. Количество пользователей программы было велико. В итоге был создан фонд Blender Foundation, который стал собирать пожертвования. Всего за семь недель было накоплено достаточно средств для откупа от инвесторов Not a Number - и Blender, как и было обещано, был выпущен под лицензией GPL, исходный код, естественно, был открыт.
Впоследствии Blender Foundation продолжил деятельность по приему пожертвований. Они пошли на хорошее дело - улучшение ставшего свободным Blender. Похоже, это был очень успешный ход, ведь Blender становится все способнее и удобнее.
Свободное начало - фильмы Blender Foundation
Итак, обязательно ли начинать такой капиталоемкий проект в коммерческом окружении с проприетарным лицензированием для защиты тылов? А может быть, есть другой способ поддержки таких проектов с самого начала?
Это сложно, но опять же, благодаря Blender Foundation это возможно.
Лучший способ усовершенствовать программу - это использовать ее в крупных проектах, ведя разработку в русле потребностей пользователей. Сообщество Blender Foundation решило, что лучший способ продвигать и улучшать Blender - это создавать с его помощью фильмы. Все фильмы, которые были созданы с использованием Blender можно посмотреть вот на этой странице: http://www.blender.org/features-gallery/movies/
Orange
Без сценария, без какой-то определенной сюжетной линии, но имея в распоряжении проектный бюджет 120,000 евро и команду талантливых аниматоров, Blender Foundation планировал делать предпродажи DVD, а сам проект завершить за 8 месяцев. Сразу оговаривалось, что все, что будет сделано в проекте, будет выпущено под свободной лицензией (а именно Creative Commons Attribution). Затем, когда было продано 1000 дисков (накоплено около 35.000 евро) была начата работа над проектом. Аниматорам не платили большие деньги - но им дали стипендии, компьютеры и свободу творчества. Они придумывали персонажей, писали скрипты, разрабатывали модели в Blender, создавали новые средства анимации и в конце концов получился 11-минутный фильм под названием "Elephants Dream".
Свободно скачать этот фильм можно здесь: http://orange.blender.org/download
Фильм "Elephants Dream" сам по себе - нечто неоднородное. Однозначно, это не самая лучшая работа, однако в ней есть интересные творческие моменты. Персонажи в фильме привлекательные и запоминающиеся, окружающая обстановка - восхитительна. Сюжет, правда, не совсем понятен.
Ясно, однако, что за всем этим великолепием стоит Blender и модели, которые удалось создать ребятам из проекта Orange. Важным моментом является то, что при покупке диска "Elephants Dream", вы покупаете не только 11-минутный фильм, но также 7 гигабайт материала, на котором основан фильм: это модели, текстуры, Python-скрипты для Blender, сценарии, переводы, анимацию и все, что потребуется для создания производного фильма. Можно воспринимать "Elephants Dream" как демонстрацию того, что может быть сделано с помощью средств и материалов, размещенных на диске. При этом такая переработка будет абсолютно легальна, ведь фильм выпущен под свободной лицензией Creative Commons Attribution: если вы финансово поддерживаете разработчиков из проекта Orange Movie, то можете использовать фильм в своих производных работах.
Peach
Проект Orange был настолько успешен - как в смысле популярности созданного фильма, так и в смысле улучшений, проведенных в Blender, что сообщество Blender Foundation решило приняться за создание второго фильма.
Новый проект носит имя "Peach" ("персик"), в нем главными действующими лицами являются хорошенькие пушистые животные, а не жесткие персонажи из "Elephants Dream" (видимо, на этот раз делается ставка на более популярную внешность). Новый фильм выпущен в апреле 2008 и носит название "Big Buck Bunny". Продажи дисков все еще продолжаются.
Скачать можно здесь: http://www.bigbuckbunny.org/index.php/download/
Посмотрите. Несколько минут смеха вам обеспечено. :-)
Впрочем, давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Blender очень неплох как трехмерный редактор. Со всех точек зрения. И с точки зрения цены и с точки зрения поддержки сообществом людей, которые выполняют в нем свои работы.
Вот основные сайты, где есть множество информации по этому поводу:
Англоязычные сайты
www.blender.org – официальный сайт программы Blender
www.blenderart.org – журнал о Blender
www.blendernation.com – свежие новости о Blender’е, каждый день
www.geneome.net
www.cogfilms.com – независимые фильмы от Colin Litster, сделанные с помощью BLENDER
walkercreations.org – сайт для начинающих
e2-productions.com– официальное хранилище Blender моделей
Blender3D-vimeo.com - видео-уроки
animationtipsandtricks.com – блог, посвященный изучению лицевой анимации.
Русскоязычные сайты
blender-empire.ru - один из лучших сайтов по Blender, который выпускает собственный русскоязычный журнал.
blender3d.org.ua – BlenderУкраина – русскоязычный сайт о Blender’е
www.is.svitonline.com – сайт Sailor
b3d.mezon.ru – WIKI энциклопедия о Blender’е
livejournal.com – живой журнал о Blender’е
blendergallery.ucoz.ru– галерея Blender’а
blender-3d.ru - Blender модели, описания рендеров, форум, уроки и видео уроки
blenderteam.net - русскоязычное сообщество Blender 3D
Сайты о компьютерной графике
http://artnotes.ru/ - база знаний по компьютерной графике
http://cg-portal.ru/
http://www.dizmir.com/ - 3D модели, текстуры БЕСПЛАТНО!
Есть только один минус - для всех нас, вегасоводов, изучать его хлопотно да и не нужно. Не наш это профиль работы. Но вот применить бы его чуточку, для того чтобы приукрасить свои творения и добавить к ним очарования истинного 3D - этого, думаю, хотелось бы каждому.
Что ж, я попробую заполнить этот пробел. Постараюсь написать несколько уроков, которые помогут Вам, не тратя особо много времени на изучение новой и необычной программы, сразу же приступить к созданию некоторых 3D эффектов, которые Вы затем легко интегрируете в Вегас.
p.s. Надеюсь что в дальнейшем будет создан отдельный раздел Вегас плюс Blender специально для этих целей.
-----------------------------------
Вот подправил русскоязычные ссылки, а то неправильно отображаются.
Русскоязычные сайты
http://blender3d.org.ua/ – BlenderУкраина – русскоязычный сайт о Blender’е
www.is.svitonline.com – сайт Sailor
http://b3d.mezon.ru/ – WIKI энциклопедия о Blender’е
http://community.livejournal.com/blender3d_ru – живой журнал о Blender’е
http://blendergallery.ucoz.ru/– галерея Blender’а
http://blender-3d.ru/ - Blender модели, описания рендеров, форум, уроки и видео уроки
http://blenderteam.net/ - русскоязычное сообщество Blender 3D
http://www.vimeo.com/Blender3D - видео-уроки
Думаю, все-таки следует написать немного о том, почему я выбрал именно Blender для того, чтобы рассказывать о различных 3D эффектах в Вегасе.
Вначале - немного истории. Я очень не люблю осваивать новые программы. В бешеном темпе жизни, в котором мы живем, на это не хватает времени. Особенно, когда ты чувствуешь, что новая программа тебе нужна только отчасти. Когда ты понимаешь, что не собираешься целиком и полностью погружаться в новый для тебя мир другой области деятельности (в данном случае - 3D моделлинг) и все, что тебе нужно - это создать быть может трехмерные буквы (которых Вегасу очень недостает), да еще - простенькую анимацию с летающими видеофайлами.
Никакой человек в здравом уме не будет ради всего этого ставить 3D Max и изучать все ньюансы новой технологии. Поэтому многие вегасоводы стараются обойтись какими-то палеативами - всякими Boris Red да еще кучей маленьких приблуд, которые умеют покрутить трехмерные буковки вокруг своей оси.
Я понимаю всех этих людей очень хорошо. Сам был таким. Но только по пути возникает куча разных и неожиданных проблем. Boris Red почему-то оказывается страшно дорогим (даже просто названная цифра в 1500 долларов как-то заставляет к нему плохо относиться) и громоздким. Совмещение с Вегасом у него работает настолько страшно медленно и неэффективно, что лучше получается отдельно создать файл, а потом импортировать его в Вегас. Тем более, что когда ты именно работаешь, а не развлекаешься, то неожиданно возникающие глюки в середине проекта могут тебе сильно испортить жизнь. В итоге ты начинаешь относиться к нему с опаской.
Обращаешься к другим альтернативным программам. Уж не помню какие именно ставил и как они назывались, но впечатление одно - либом слишком штампованные и несерьезно примитивные, либо сложные настолько, что теряешь к ним интерес, не имея желания и стимула разбираться.
Причем я заметил одну закономерность - чем более мощный плагин или программа для работы с Вегасом, тем более она стремится превратиться в самостоятельную программу.
И что в итоге? Все более-менее серьезные примочки к Вегасу, которые умеют хорошо создавать трехмерные эффекты по сути представляют собой самостоятельные программы, у которых возможность интеграции с Вегасом существует только как маркетинговый ход - серьезно работать с ними можно только когда проект в них создается самостоятельно. А те плагины, которые добавляют Вегасу такой необходимой функциональности как работа с трехмерными объектами, слишком уж выглядят как игрушки. Результат работы неудовлетворителен. Особо четко ты это понимаешь, когда всего-то тебе требуется добавить какую-то элементарщину к тому, что они дают.
Долгое время я старался избегать всех пересечений с трехмерными объектами, так как не имел возможности для решения поставленных задач. Ставить 3D Max не хотелось. А уж изучать - тем более. Друзей, опытных в этом деле у меня не было. Патовая ситуация. К тому же как-то напрягало, что программа 3D Max уж очень дорогая (5000 долларов это выше моих представлений). Сразу оговорюсь - я не копираст. Мне глубоко безралично соблюдение авторских прав и всего остального с ними связанного, доведенное до абсурда. Однако я прекрасно понимаю, что программистам надо на что-то жить и что любой труд должен достойно оплачиваться. Но грабить себя не дам. Автору программы "Соло на клавиатуре" я с удовольствием заплатил 150 рублей и пользуюсь лицензионной версией. Потому что это разумные деньги. Чуть-чуть почесав репу и немного прикинув как работают люди в студиях видеомонтажа я согласен и с тем, что могу накопить и заплатить 600 долларов за Вегас, если это станет делом моей жизни. Но 5000 баксов за приблуду которая просто приукрасит мои труды я не отдам никогда!
И тут вдруг на диске от журнала "Хакер" попалась мне программа 3D моделлинга под названием Blender. И вроде было еще что-то про нее написано. Я тогда сидел без Интернета и попытался в ней поковыряться. Не понял ничего. Но идея понравилась. Программа была бесплатной. Потом я прочитал историю ее создания. Оказывается Blender далеко не всегда был бесплатным. В 2002 компания-основатель "Not a Number" (предоставлявшая сервисы на основе Blender) распалась. В дальнейшем держатели акций (именно они обладали авторским правом на Blender) согласились с тем, что Blender должен быть выпущен под свободной лицензией, если им будет выплачена сумма 100 000 евро.
Это было вполне реально, ведь в то время Blender уже был бесплатной программой (freeware) - т.е. пользователи могли бесплатно скачивать и пользоваться программой, хотя исходные коды были закрыты. Количество пользователей программы было велико. В итоге был создан фонд Blender Foundation, который стал собирать пожертвования. Всего за семь недель было накоплено достаточно средств для откупа от инвесторов Not a Number - и Blender, как и было обещано, был выпущен под лицензией GPL, исходный код, естественно, был открыт.
Впоследствии Blender Foundation продолжил деятельность по приему пожертвований. Они пошли на хорошее дело - улучшение ставшего свободным Blender. Похоже, это был очень успешный ход, ведь Blender становится все способнее и удобнее.
Свободное начало - фильмы Blender Foundation
Итак, обязательно ли начинать такой капиталоемкий проект в коммерческом окружении с проприетарным лицензированием для защиты тылов? А может быть, есть другой способ поддержки таких проектов с самого начала?
Это сложно, но опять же, благодаря Blender Foundation это возможно.
Лучший способ усовершенствовать программу - это использовать ее в крупных проектах, ведя разработку в русле потребностей пользователей. Сообщество Blender Foundation решило, что лучший способ продвигать и улучшать Blender - это создавать с его помощью фильмы. Все фильмы, которые были созданы с использованием Blender можно посмотреть вот на этой странице: http://www.blender.org/features-gallery/movies/
Orange
Без сценария, без какой-то определенной сюжетной линии, но имея в распоряжении проектный бюджет 120,000 евро и команду талантливых аниматоров, Blender Foundation планировал делать предпродажи DVD, а сам проект завершить за 8 месяцев. Сразу оговаривалось, что все, что будет сделано в проекте, будет выпущено под свободной лицензией (а именно Creative Commons Attribution). Затем, когда было продано 1000 дисков (накоплено около 35.000 евро) была начата работа над проектом. Аниматорам не платили большие деньги - но им дали стипендии, компьютеры и свободу творчества. Они придумывали персонажей, писали скрипты, разрабатывали модели в Blender, создавали новые средства анимации и в конце концов получился 11-минутный фильм под названием "Elephants Dream".
Свободно скачать этот фильм можно здесь: http://orange.blender.org/download
Фильм "Elephants Dream" сам по себе - нечто неоднородное. Однозначно, это не самая лучшая работа, однако в ней есть интересные творческие моменты. Персонажи в фильме привлекательные и запоминающиеся, окружающая обстановка - восхитительна. Сюжет, правда, не совсем понятен.
Ясно, однако, что за всем этим великолепием стоит Blender и модели, которые удалось создать ребятам из проекта Orange. Важным моментом является то, что при покупке диска "Elephants Dream", вы покупаете не только 11-минутный фильм, но также 7 гигабайт материала, на котором основан фильм: это модели, текстуры, Python-скрипты для Blender, сценарии, переводы, анимацию и все, что потребуется для создания производного фильма. Можно воспринимать "Elephants Dream" как демонстрацию того, что может быть сделано с помощью средств и материалов, размещенных на диске. При этом такая переработка будет абсолютно легальна, ведь фильм выпущен под свободной лицензией Creative Commons Attribution: если вы финансово поддерживаете разработчиков из проекта Orange Movie, то можете использовать фильм в своих производных работах.
Peach
Проект Orange был настолько успешен - как в смысле популярности созданного фильма, так и в смысле улучшений, проведенных в Blender, что сообщество Blender Foundation решило приняться за создание второго фильма.
Новый проект носит имя "Peach" ("персик"), в нем главными действующими лицами являются хорошенькие пушистые животные, а не жесткие персонажи из "Elephants Dream" (видимо, на этот раз делается ставка на более популярную внешность). Новый фильм выпущен в апреле 2008 и носит название "Big Buck Bunny". Продажи дисков все еще продолжаются.
Скачать можно здесь: http://www.bigbuckbunny.org/index.php/download/
Посмотрите. Несколько минут смеха вам обеспечено. :-)
Впрочем, давайте вернемся к тому, с чего мы начали. Blender очень неплох как трехмерный редактор. Со всех точек зрения. И с точки зрения цены и с точки зрения поддержки сообществом людей, которые выполняют в нем свои работы.
Вот основные сайты, где есть множество информации по этому поводу:
Англоязычные сайты
www.blender.org – официальный сайт программы Blender
www.blenderart.org – журнал о Blender
www.blendernation.com – свежие новости о Blender’е, каждый день
www.geneome.net
www.cogfilms.com – независимые фильмы от Colin Litster, сделанные с помощью BLENDER
walkercreations.org – сайт для начинающих
e2-productions.com– официальное хранилище Blender моделей
Blender3D-vimeo.com - видео-уроки
animationtipsandtricks.com – блог, посвященный изучению лицевой анимации.
Русскоязычные сайты
blender-empire.ru - один из лучших сайтов по Blender, который выпускает собственный русскоязычный журнал.
blender3d.org.ua – BlenderУкраина – русскоязычный сайт о Blender’е
www.is.svitonline.com – сайт Sailor
b3d.mezon.ru – WIKI энциклопедия о Blender’е
livejournal.com – живой журнал о Blender’е
blendergallery.ucoz.ru– галерея Blender’а
blender-3d.ru - Blender модели, описания рендеров, форум, уроки и видео уроки
blenderteam.net - русскоязычное сообщество Blender 3D
Сайты о компьютерной графике
http://artnotes.ru/ - база знаний по компьютерной графике
http://cg-portal.ru/
http://www.dizmir.com/ - 3D модели, текстуры БЕСПЛАТНО!
Есть только один минус - для всех нас, вегасоводов, изучать его хлопотно да и не нужно. Не наш это профиль работы. Но вот применить бы его чуточку, для того чтобы приукрасить свои творения и добавить к ним очарования истинного 3D - этого, думаю, хотелось бы каждому.
Что ж, я попробую заполнить этот пробел. Постараюсь написать несколько уроков, которые помогут Вам, не тратя особо много времени на изучение новой и необычной программы, сразу же приступить к созданию некоторых 3D эффектов, которые Вы затем легко интегрируете в Вегас.
p.s. Надеюсь что в дальнейшем будет создан отдельный раздел Вегас плюс Blender специально для этих целей.
-----------------------------------
Вот подправил русскоязычные ссылки, а то неправильно отображаются.
Русскоязычные сайты
http://blender3d.org.ua/ – BlenderУкраина – русскоязычный сайт о Blender’е
www.is.svitonline.com – сайт Sailor
http://b3d.mezon.ru/ – WIKI энциклопедия о Blender’е
http://community.livejournal.com/blender3d_ru – живой журнал о Blender’е
http://blendergallery.ucoz.ru/– галерея Blender’а
http://blender-3d.ru/ - Blender модели, описания рендеров, форум, уроки и видео уроки
http://blenderteam.net/ - русскоязычное сообщество Blender 3D
http://www.vimeo.com/Blender3D - видео-уроки